"Делаем" студийные мониторы из... того, что есть!
Недавно наткнулся на такую вот "новость": Real Sound Lab - ConEq™ - технология анализа живого звука для высококачественной автоматической настройки акустических систем.
http://audioproducer.625-net.ru/news/news_122.html
http://cjcity.ru/novosti/soft/news38.html
http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=90:25
Как правильно заметили ребята с форума ixbt.com , системы автоэквализации известны достаточно давно, вопрос только в том, чтобы подобрать ту, которая своими характеристиками будет устраивать именно Вас.
Так-как за ConEq просят около $1800 и, программа пока не сильно распространена, то ждать "пролеченную" версию сего чуда можно очень долго.
Ознакомившись с демо-версией ConEq и видеороликом с методикой измерения, решил повторить сей эксперимент, но с доступным программным и аппаратным обеспечением.
Использовались:
1. программа Adobe Audition 3.0
2. VST-плагин MAutoEqualizerLinearPhase.dll
для справки: VST-эффект от MeldaProduction - создателей MDrummer. Степень точности обработки регулируется (оверсемплинг), поэтому подходят как для использования в реальном времени, так и для мастеринга. Декларируются крайне низкие уровни искажений.
MAutoEqualizerLinearPhase - высокоточный параметрический эквалайзер/анализатор с возможностью автоматического преобразования исходного сигнала в сигнал с заданной по образцу спектральной характеристикой. Преобразование спектра выполняется за счет подбора характеристик десяти параметрических фильтров, что обеспечивает отсутствие характертерных для FFT-алгоритмов искажений. Использует ресурсоемкий алгоритм, обеспечивающий минимальные искажения (уровень -160dB).
3. наш любимый плеер foobar2000 v0.9.6.9
4. плагин George Yohng's VST Wrapper for foobar player v1.1 ( foo_dsp_vstwrap.dll ) + ( foo_dsp_vst.dll )
5. микрофоны: динамический Beyerdynamic M59-S и конденсаторный SENNHEISER MKH416-P48
6. аудиокарта ECHO GINA 3G (24bit/96kHz)
7. очень красивая внешне, но очень средняя по качеству акустическая система MICROLAB PRO 2
8. голова, руки, ноги, хвосты и прочее, что необходимо для измерений.
Да, чем качественнее микрофон вы найдёте для тестирования, тем достовернее получите АЧХ. У меня были микрофоны среднего качества, поэтому приходилось вручную корректировать завалы низких и высоких частот, которые возникали из-за нечувствительности микрофонов.
Для тестирования применялись фонограммы, содержащие "розовый" и "белый" шум, с максимальной амплитудой сигнала -1dB.
О цвете шума можно подробнее узнать здесь.
На мой субъективный слух, более достоверная эквализация получилась при анализе "розового" шума.
Итак:
1. подключаем микрофон.
2. запускаем Adobe Audition 3.0 (или любой понравившийся Вам аудио-редактор) для записи и foobar2000 c "розовым" шумом ( зацикливаем трек для его постоянного воспроизведения Playback -> Order -> Repeat (track) ).
3. подносим микрофон к акустической системе на расстояние, не меньше длины этой акустической системы (от фронта до задней стенки колонки) и не больше двух-длин.
4. начинаем медленно перемещать микрофон вертикальными зигзагами по всей площади колонки.
[img width=400 height=180]http://s40.radikal.ru/i088/0909/1f/908fa81979a3.jpg[/img]
5. когда Вы от души "наперемещаете" микрофон туда-сюда, остановите запись, удалите куски тишины в полученной фонограмме.
6. загрузите полученный *.wav в foobar2000 и подключите VST-плагин MAutoEqualizerLinearPhase.dll . Опция "Mode" должна быть выбрана "Linear-phase" - это самый КАЧЕСТВЕННЫЙ (и более всего грузящий проц) алгоритм работы данного плагина.
7. опция "Normalize" и "Compare" на "графике АЧХ" должны быть включены, т.е. светлее цвета фона "графика".
8. "Обнуляем" установки эквалайзера, нажав кнопку "Reset", увеличиваем число полос эквалайзера для расчета эквализации "Maximal bands" c 4-ёх до 10-ти, и активируем рядышком опцию "Never amplify".
9. запускаем воспроизведение ИСХОДНОГО файла с "розовым" шумом
10. жмём кнопку "Analyse source" с жёлтым кубиком и ждём, когда "итоговая" линия АЧХ зафиксируется в неподвижном положении (секунд за 30-40).
11. снова жмём кнопку "Analyse source" с жёлтым кубиком и получаем АЧХ ИСХОДНОГО файла жёлтого цвета.
12. запускаем воспроизведение ЗАПИСАННОГО файла с "огрызками розового" шума
13. жмём кнопку "Analyse target" с синим кубиком и ждём, когда "итоговая" линия АЧХ зафиксируется в неподвижном положении (секунд за 30-40).
14. снова жмём кнопку "Analyse target" с синим кубиком и получаем АЧХ ЗАПИСАННОГО файла синего цвета.
15. жмём кнопку "Equalize (син.) to sound like (жёлт.)"
16. получаем автоматически рассчитанную эквализацию, которая компенсирует недостатки Вашей акустической системы.
17. ВАЖНО!!! - Обязательно сразу сохраняем полученный пресет.
18. Отключаем опцию "Normalize" на "графике" и запрещаем real-time индикацию АЧХ, нажав кнопочку "пауза" там-же.
18. ...творчески редактируем этот пресет, уменьшая уровень шлейфов НЧ и ВЧ, слушаем, опять корректируем на свой вкус-и-цвет, затем сохраняем отредактированный пресет.
19. Наслаждаемся, досель неслыханным от Ваших каллонок, КАЧЕСТВОМ звука!!!
P.S. Плагин, помимо всего прочего, может делать передискретизацию сигнала (Upsampling) аж до 4-ёх крат. Очень повышает качество MP3-файлов. На мой вкус, хватает и 2-ух кратной передискретизации.
Все вышеописанные плагины "в одном флаконе" для скачки.