Но реальность такова, что бюджетная аппаратура (источник[ПК/АС/плеер/смартфон], ЦАП, усилок, наушники) выдают звучание далёкое от эталона. Да и сжатые форматы МП-3 зачастую оставляют желать лучшего...
К тому-же всем нам хочется подсластить звук под себя. Убрать глухость, сделать звук посочнее - более ярким и музыкальным.
Установив себе на ПК плеер Foobar2000, я был удивлен отсутствию готовых встроенных пресетов.
Ради спортивного интереса я скачал на просторах интернета 200 заготовок(!) эквалайзера для Foobar2000. Протестил каждую из них.
И что вы думаете? Ни одна из них мне не подошла. Ни одна!
Не забывайте о том, что любая настройка "улучшайзера" на разных моделях наушников будет звучать по разному, хоть плеер выдаёт на них один и тот-же аудиосигнал.
А мне есть из чего сравнивать: имею в наличии два десятка "ушей", различных по техническим характеристикам.
Позвольте поделиться своими дилетантскими соображениями по настройке DSP / частот эквалайзера.
Для начала я приведу таблицу влияния частот звукового диапазона на звучание музыкальных инструментов.
Исходя из неё, можно подчеркнуть или, наоборот, приглушить определённые диапазоны частот (их громкость) в слышимом спектре, меняя конечную АЧХ (амплитудно-частотную характеристику).
===============================================================================
50 Гц
1. Увеличение добавляет полноты низкочастотным инструментам, таким как бочка, напольный том и бас.
2. Уменьшение понижает бубнение баса, что помогает выявить обертона и делает басовую линию более четкую в миксе. Наиболее часто используется на громких басах, например, в роке.
100 Гц
1. Увеличение добавляет твердости басовому звуку низкочастотных инструментов.
2. Увеличение добавляет полноты гитарам и рабочему барабану.
3. Увеличение добавляет теплоты роялю и трубам.
4. Уменьшение удаляет "бубнеж" на гитарах и добавляет ясности.
200 Гц
1. Увеличение добавляет полноты вокалу.
2. Увеличение добавляет полноту к рабочему барабану и гитарам (твердый звук).
3. Уменьшение подавляет мутность вокала и среднечастотных инструментов.
4. Уменьшение убирает из тарелок звук "гонга".
400 Гц
1. Увеличение добавляет ясности басовой линии, особенно на небольшой громкости.
2. Уменьшение удаляет звук "картонной коробки" на томах.
3. Уменьшение удаляет пространство на тарелках.
800 Гц
1. Увеличивать для ясности и яркости баса.
2. Уменьшение удаляет "дешевый" звук у гитар.
1,5 кГц
1. Увеличивать для ясности и "пробиваемости" баса.
2. Уменьшение удаляет "тупость" гитар.
3 кГц
1. Увеличивать для более яркого "щипка" баса.
2. Увеличивать для более яркой атаки акустической и электрогитар.
3. Увеличивать для большей атаки на тихих партиях рояля.
4. Уменьшение добавляет "дыхание" и мягкость звучания бэк-вокала.
5. Уменьшение маскирует нестройные голоса и гитары.
5 кГц
1. Добавляет присутствие вокала.
2. Увеличивает атаку низкочастотным ударным (тома).
3. Увеличивают для большего "звука пальцев" на басу.
4. Увеличение для большей атаки на рояле, акустической гитаре и придания яркости гитарам (особенно в роке).
5. Уменьшение делает задние партии более удаленными.
6. Уменьшение смягчает "тонкие" гитары.
7 кГц
1. Увеличение добавляет атаку низкочастотным ударным (более металлическое звучание).
2. Увеличение добавляет атаку перкуссионным инструментам.
3. Увеличение на "тусклых" голосах.
4. Увеличение для выделения "звука пальцев" на акустическом басу.
5. Увеличение добавляет яркости синтезаторам, рок-гитарам, акустическим гитарам и роялю.
6. Уменьшение смягчает звучание "с" у певцов. (сибилянтов)
10 кГц
1. Увеличивает яркость вокала.
2. Увеличение помогает "высветить" акустическую гитару и рояль.
3. Увеличение для "твердости" тарелок.
4. Уменьшение для смягчения сибилянтов (чрезмерно свистящих звуков).
15 кГц
1. Увеличивает яркость вокала (дыхание).
2. Увеличения для яркости тарелок, струнных инструментов и флейт.
3. Увеличение придает сэмплерным звукам большую реальность.
===============================================================================
Всегда хочется придать определённый окрас музыке, скрыть огрехи звучания.
Нельзя однозначно сказать, как правильно настроить эквалайзер. Это зависит от ваших личных предпочтений, конкретного жанра музыки, качества записи, имеющегося источника и наушников(колонок).
Но не стоит забывать, что использование эквалайзера меняет звук в сторону неестественности.
И чем более активно он "выкручивается", тем больше искажений появляется в звуке: вокал становятся ненатуральными, инструменты делаются "синтетическими" и плоскими, сцена сужается или совсем искривляется.
Эквалайзером логичнее исправлять "косяки" записи, когда вам явно слышны эти проблемы. А вот тупо "выворачивать на максимум", "наваливать басы" или "срезать высокие", без слышимой(явно ощущаемой вашими ушами) причины я не рекомендую.
Если вы решили пользоваться эквалайзером, то запомните главное правило: всегда стоит стараться только убавлять, а не прибавлять громкость определённых частот.
Прибавление ползунков громкости на любом диапазоне приводит к потере натуральности и искажениям.
То есть для создания собственного пресета эквалайзера нужно выбрать начальный ("нулевую" линию) и "доводить его до ума", стараться только убавлять, а не прибавлять громкость на разных частотах.
Некоторые ползунки частот можно, конечно, и поднимать выше нулевой линии...
(Повторюсь, всё зависит от вашего вкуса, личного восприятия музыки и качества аппаратуры.
100% процентного рецепта создания идеального эквалайзера не существует!)
Лично я, выстраивая линию, сначала полностью уменьшаю НЧ для более отчетливого звука. А затем уже начинаю отладку с высоких частот. В такой последовательности проще отследить детальность звучания инструментов.
К середине я подхожу особо тщательно, так как эта настройка послужит заготовкой, и в дальнейшем придется только убавлять кричащий звон верхов и корректировать бас в низах. В большинстве случаев, (для будущих пресетов), линию СЧ оставляю нетронутой.
Так-же стоит понимать, что в графическом эквалайзере регулируется не конкретная частота, а некий диапазон(зона) вокруг неё.
То есть, вы не просто прибавляете 6 дБ на 50 Гц, например, а организуете на 50 Гц "горб" с пиком в 6 дБ, но и вокруг этого пика есть подъём!
Можно сделать настройку конкретно для своей модели наушников.
Это подходит больше аудиофилам, чем меломанам. Хотя проэкспериментировать этот метод настройки рекомендую всем.
В этом случае требуется особый подход:
Для начала находим АХЧ своих наушников. (АХЧ можно найти на сайте производителя, либо вбить в поисковик: "Frequency Response" и название вашей модели наушников).
В эквалайзере выстраиваем ее зеркальное отображение.
(То есть на месте "выпуклого горба" в АХЧ, мы делаем "просевший провал" в эквалайзере , и наоборот, на месте "провалов" в АХЧ, выстраиваем "горбы" в частотах эквалайзера)
В этом способе настройки мы отталкиваемся от того, что идеальный звук – это ровная АЧХ. То есть, когда ни на какие частоты не делается акцент.
Соответственно, такая настройка сводится к компенсации неровностей АЧХ конкретной модели , и выравнивании линии частот.
Пример: (Скриншот ниже)
====================================================
Советую вам делать не одну оптимальную настройку эквалайзера "на все случаи жизни", а несколько.
И не только под разные жанры, а под разное настроение, окружающие условия, под разные наушники и так далее...
Не забывайте сохранять пресеты (файлы ".feq") в отдельную папку на компьютере, дабы потом не пытаться повторить нахлынувшее вдохновение.
Всем желаю ясного сочного звука! Отличного вам настроения, парни!
====================================================
phpBB [media]