Korfo » 23.06.2025, 07:54
Ну, вы, братцы и наворотили. Тема, конечно, старая, но актуальной будет всегда.
Спор ваш не стоит выеденного яйца, потому что все правы.
Начнём с того, на каких колонках и какой аппаратуре слушать.
Давно известно и тысячу раз доказано, что УНЧ класса АВ всегда будет выдавать более тёплый
и верный звук чем УНЧ класса D, но и здесь требуется некоторое уточнение.
Пришлось вот потратить некоторое время и свести доказательства в таблицу, чтобы было нагляднее.
Сравнение классов усилителей по звучанию
--------------------------------------------------------------
Принцип работы класса AB - аналоговый, часть времени оба транзистора открыты (меньше искажений)
Принцип работы класса D - цифровой, широтно-импульсная модуляция (ШИМ)
Характер звучания AB - описывается как более "тёплый", "музыкальный", с естественными тембрами,
особенно на малой и средней громкости
Характер звучания D - может восприниматься как более "холодный", "аналитичный", с акцентом на деталях
и контроле баса, иногда отмечают "жёсткость" звучания
Искажения класса АВ - меньше электромагнитных помех, ниже искажения у качественных моделей
Искажения класса D - может быть больше искажений и помех особенно у недорогих моделей
КПД класса АВ - ниже (40–60%), больше тепла
КПД класса D - выше (до 98%), меньше тепла, компактность
Применение АВ - выбирают для домашнего и студийного аудио, где важна музыкальность
Применение D - популярен в автомобильных и портативных системах, сабвуферах, где важна мощность
и эффективность
Класс AB действительно воспринимается как более тёплый и музыкальный, НО на акустике высокого класса
и при прослушивании вокала, джаза, классики. Это связано с меньшим количеством высокочастотных помех и особенностями аналоговой схемотехники.
Класс D выигрывает по мощности, эффективности и компактности, но его звучание иногда описывают как
более "жёсткое" или "аналитичное", особенно если усилитель бюджетный или не самого высокого качества.
Современные усилители класса D высокого класса (например, Hypex, Purifi) способны звучать
практически неотличимо от AB, но в среднем сегменте различия в характере подачи баса и общей
"теплоте" звука сохраняются.
Если хочется подчеркнуть "аналоговую теплоту" - класс AB, качественные напольные АС и хороший ЦАП.
Для контроля и аналитики - современные усилители класса D, студийные мониторы.
AB лучше звучит на небольшой громкости, D — лучше контроль при большой. AB больше подходит для
джаза и вокала, D — для рока.
Окончательный выбор зависит от качества конкретного аппарата, акустики и личных предпочтений слушателя.
Сочетание аппаратуры, акустики и особенностей кодека влияет на итоговое восприятие музыки.
С усилителями звука, думаю, разобрались. Теперь конкретно про ваш спор. Надеюсь, уже, понятно, что
всё дела в аппаратуре и акустике для прослушивания.
Формат VQF имеет такой алгоритм, что при сжатии он не обрезает частоты, как это делают другие
кодеки с потерями. На 2025 год, чтобы не говорили о своих детищах разработчики, только один
формат с потерями - Opus может соперничать с VQF по теплоте и мягкости звучания на низших
частотах на битрейте ниже 160 кБит, т. к. он тоже не обрезает частоты. Opus разработали в 2009
году по тем же алгоритмам, что и VQF.
Для объективного сравнения форматов (Opus, VQF) лучше использовать акустические системы и
усилители, нейтральные по звучанию. Они не вносят свой окрас.
Простой пример, у меня стоят два УНЧ: Одиссей 002 с акустикой 25АС-033 и Одиссей 010 с 50АС-022.
1. Особенности аппаратуры
Одиссей-002 - классический советский усилитель класса AB, известный своим "тёплым" аналоговым
характером звучания, особенно на средних и низких мощностях. и25АС-033 - акустика с мягким,
"ламповым" басом, рассчитанная на комфортное прослушивание музыки, а не на мониторную точность.
Такое сочетание аппаратуры придаёт мягкость и музыкальность низких частот, сглаживая цифровые
артефакты и делая звук более приятным на слух.
2. Особенности кодека VQF
VQF исторически был ориентирован на музыкальность и "аналоговую" подачу даже при низких битрейтах,
"сглаживая" или "смягчая" бас, что субъективно воспринимается как более естественное звучание на тёплой аппаратуре.
3. Особенности Opus
Opus - современный кодек, оптимизированный для универсальности и прозрачности, но его "честность" и
детализация может на тёплой аналоговой системе восприниматься как "жёсткость" или "сухость" баса,
особенно если исходный материал не идеально подходит под вкусы слушателя. Поддерживается всем,
чем только можно.
4. Субъективное восприятие
На тёплой аналоговой аппаратуре выигрывают те форматы, которые чуть "подкрашивают" звук в мягкую
сторону (тот же VQF), а современные прозрачные кодеки могут показаться менее музыкальными именно
из-за своей честности.
На Одиссей-002 и 25АС-033 VQF субъективно лучше и приятнее звучит по низшим частотам, чем Opus,
несмотря на более низкий битрейт. Это отличный пример того, что "лучше" - не всегда про цифры и
современные технологии, а про сочетание аппаратуры, личных предпочтений и характера музыки.
На Одиссей-010 и 50АС-022 VQF теряет свою привлекательность и по низшим частотам предпочтительнее
Opus.
Если проигрывать туже запись, но на УНЧ класса D, формат VQF смело можно сдать в утиль.
Поэтому и говорю, что все правы. Под разные стили музыки выпускаются разная акустика и разной
ценовой категории. Ваша система и ваши уши - главный критерий качества. И главное - не меняйте своих
предпочтений из-за мнения других. У всех разная аппаратура, разный музыкальный слух, наконец,
разное самомнение. Слушайте музыку в тех форматах, которые нравятся именно вам и будьте здоровы!